07:35 

Мысли на бумаге. Часть первая.

Rebecca Locke
Тут поняла, что веду внутренний диалог и все время повторяюсь. Решила - пора записать, может тогда отстанет.

Художественный вкус зарождается в течение всей жизни. И меняется от этапа к этапу в жизни. Но есть незыблемые вещи.
В моем случае, то что в 14-15 лет меня поразило осталось со мной и сейчас. Не все. А что-то меня догнало только сейчас.

Я была не романтическая барышня. Эмансипе, буквально. "Ромео и Джульетта" мне не понравилась. Ерунда какая-то, подумала я. И на полгода Шекспир был забыт.
Как-то в воскресенье по телевизору показывали телеспектакль "Двенадцатая ночь" театра Табакова, и я загорелась. Мне понравился текст. Бабушка, смеясь, сказала автора и дала книгу.
С этого момента я полюбила Шекспира. Я прочитала все, что смогла найти. Когда в постсоветское время выпустили полное собрание сочинений Вильяма, нашего Шекспира, я не доедала, но купила все. Я читала критику его творчества. Формировала свое представление о поэзии, драматургии, критики.
Прочитав все, поняла, что комедии мне нравятся больше трагедий. Но любимое, все таки, "Гамлет".
Самое забавное, что дитю моему тоже "Двенадцатая ночь" нравится больше всего. И "Макбет".

Из прозы такое влияние на меня имеет Достоевский. "Бесы" я перечитывала раз десять. Полностью. И несчетное число раз местами.
Первая вещь, которая меня потрясла - "Идиот". Фильм с Яковлевым я посмотрела позже. Сначала все таки был роман.
Человек, который так верит в доброе в людях, поражает. Мое восприятие Федора Михайловича не каноническое. Мне кажется, что он действительно верил в доброе в людях. Даже в самом дурном человеке есть светлое. Я это восприняла и верила, что в людях есть добро. Сейчас я тоже верю - в каждом человеке есть добро. Только иногда в нем его так мало, что смысла искать это добро - нет.

Есть еще Лермонтов. Моя мама очень любит Лермонтова как поэта. Я поэзию не очень воспринимаю. Только в пьесах или песнях.
Пушкин был первым. Он проторил дорогу - стал писать так, как говорил. Литературный язык стал ближе к разговорному.
Лермонтов развил этот путь. Сделал его широким и красивым. В итоге, я считаю его лучшим поэтом, чем Пушкин.
Тут еще такая важная вещь. Есть первый. Пионер. Тот кто не только идет новым путем, но и проходит по этому пути. За ним идут первопроходцы. Они уже идут по вешкам. Они проходят дальше. Они расчищают путь. Рисуют карты. Потом пойдут следующие. Они тоже наполнены энергией, и именно они придают этому пути уже вид дороги. Строят времянки, ставят столбы.
Пионер, первооткрыватель бывает не шибко и известен, а бывает и совсем забыт. Тот кто идет за ним - известен и считается пионером. Но тут ведь главное - дойти.
Пушкин не был первым в прямом смысле слова, но был первым кто дошел. Стал знаменит. За ним пошли другие. Поэтому он пионер.
Пионер создает или находит что-то новое, что никто не знает, и он сам не знает. Получается новое, но не всегда хорошее. Потом уже последователи, разовьют идею и сделают красиво.

Нравится мне очень такая теория.
Изобразительное искусство зародилось следующим образом:
1. Появляется человек, который рисует на стене "палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек".
2. Все понимают, что могут нарисовать на стене человека.
3. Появляется человек, который уже рисует не схематично, а похоже на природу.
4. Вслед за ним, приходят те, кто создают систему - как надо рисовать. Появляется канон. Возникает ремесло.
5. Появляется человек, который наплюет на канон и рисует по другому. По канону, например, лицо надо рисовать чистым, а я нарисую со шрамом.
6. Другие рисовальщики думают, а действительно, если у человека шрам, надо и рисовать шрам. Ломается канон.
6а. Тут небольшая ремарка, канон и мода не одно и то же, но последствия могут быть одинаковые. Лица дам 17-18 веков похожи друг на друга. Дамы сами просили (или заказчики портретов этих дам) чтобы их лица соответствовали некой модной тенденции того времени. Мода породила канон, которому не придерживались, но от которого "плясали".
7. Развитие науки помогает рисовальщикам получать лучшие краски, понимание перспективы и т.п. Достигается пик изобразительного искусства.
8. Есть школы для рисовальщиков. Практически любой может научится рисовать. Будет похоже на природу.
9. Появляется фотография. Это невероятное событие для рисовальщиков. До этого чтобы запечатлеть лицо кого-либо надо нанять рисовальщика, и долго ему позировать. А теперь пару минут постоял и все. А главное, именно так ты и выглядишь. Хотя можно и подретушировать.
10. Надо двигаться дальше. Рисовальщики начинают искать варианты самовыражения. Имя им легион.
10а. Импрессионизм. Я обожаю это направление в искусстве. "Впечатленцы".
11. Досамовыражовывались. Изобразительное искусство стало перформансом. "Черный квадрат" - это прекрасная идея. Выражение отсутствия идей. Но зачем дальше плодить?
12. "Художник - это тот, кого покупают".
13. И снова "настенная живопись".

Вообще, любое искусство проходит этапы развития:
Ищем Бога в окружающем мире, Ищем Бога в себе, Считаем Богом себя, Теряем Бога.
Музыка - сначала восхваляет богов, потом героев, потом каждого, потом переходит в белый шум.
Живопись - проходит от храма к кухне.
Писательство - так же от богожития, через житие героев к жизни черни.

@темы: размышление

URL
Комментарии
2013-03-27 в 10:22 

Можно полюбопытствовать, каково в итоге ваше представление о творчестве Шекспира?
Я очень люблю его творчество, но мне кажется, что не всегда понимаю.

2013-03-27 в 14:08 

Rebecca Locke
Шекспир разный. В разное время он писал по-разному и о разном.
Одно незыблемо - он конъюнктурщик. Писал то, что принесет денег. Но был гением.

URL
2013-03-27 в 18:46 

В общем-то, с тех пор мало что изменилось.
И сегодня практически каждый писатель гонится за прибылью.
И многие начинают писать (как по мне, так сочинять полнейшую дурь), считая, что это легкий способ обогатиться.

2013-03-27 в 21:09 

Rebecca Locke
Шекспир зарабатывал ни столько театром, сколько ростовщичеством. Для того чтобы театр был жив, Шекспиру приходилось быть конъюнктурщиком. Он создавал пьесы, используя уже известные сюжеты. И его гений позволил создать пьесы, которые остались в истории. А его предшественников знают только профессионалы.
Одним из первых профессиональных писателей был Диккенс. Он зарабатывал не только написанием романов, но и встречами с читателями. Он старался прислушиваться к читателям, поскольку от них зависел его заработок. Его читателями был средний класс. То есть люди, не только умеющие читать-писать, но и обладающие некоторыми познаниями о мире. Стремились быть как высший класс. Так воспитывается вкус.
Но когда высший класс становится хилым и начинает перенимать замашки низшего класса, то чувство вкуса изменяет.
Сейчас читать умеют все, всеобуч помог. Познания о мире тоже есть, а вот со вкусом как-то не очень. Писатели, как лакмусовая бумага, что продается, то и пишут.

URL
2013-04-27 в 23:36 

roman_fr
Лучше всего ворону есть пока она еще теплая. Чем холодней она станет, тем труднее ее проглотить.
"Идиот" - Достоевского меня тоже впечатлил, хотя помню, что "Подросток" куда больше. Я тогда тоже загорелся идей стать Ротшильдом, но потом прочитал про Ротшильда и понял, что именно таким быть не хочу, сильным и могущественным хочу, а таким как Ротшильд нет. Покажется наверное странным, но я мог бы сравнить с Достоевским - Лукъяненко. Этого автора, несмотря на то, что он пишет фантастику, я считаю образцом философской мысли и вообще человеком который хорошо разбирается в жизни и людях.
Пушкин и Лермонтов меня тоже очень впечатлили, правда тем небольшим набором который я читал. Пушкин на мой взгляд очень сильный поэт, именно как поэт. Но Лермонтов, на мой взгляд лучше чувствовал грустное, глубокое. Пушкин по другим эмоциям, более солнечным.
Я не считаю что любое искусство заканчивается отрицанием. Отрицание - падение. После падения - начинается подъем. Хотя с новыми движениями не знаком, они мне просто не нравятся. За исключением музыки конечно.

2013-04-28 в 07:25 

Rebecca Locke
сравнить с Достоевским - Лукъяненко.
Не согласна. Как писал Бердяев "У Достоевского ничего и нет кроме человека, все раскрывается лишь в нем, все подчинено лишь ему." Хотя я согласна, что Сергей Васильевич старается поднять в своих книгах именно философские вопросы о человеке. Против, например, Дяченко, которые поднимают философские вопросы общества. Но Лукьяненко занят больше в какие ситуации поставить человека, чтобы тот показал себя, чем тем, как тот себя показал.
Насчет Пушкина все действительно интересно и понятно. Начиная с Петра I в высшем свете появляется мода на иностранные языки. До 1812 года знать почти не знала русский язык. Нормы письменного языка были времен Алексея Михайловича, т.е. очень далека от живого языка. Да и развитие языка происходило "внизу". Наполеоновская война сбила моду на иностранные языки. Все начали учить русский язык. Александр Сергеевич оказался тут, в итоге, на коне - зная русский язык с детства, причем творческую ее составляющую. Таким образом он стал переоткрывателем русского языка. Я уже писала, что трудно быть первым. Именно поэтому я считаю Лермонтова лучшим поэтому - он был вторым.
После падения - начинается подъем.
Вы считаете, что подъема не будет?

URL
2013-04-28 в 18:02 

roman_fr
Лучше всего ворону есть пока она еще теплая. Чем холодней она станет, тем труднее ее проглотить.
Rebecca Locke, нет я то как раз считаю что подъем будет.

   

Не о чем

главная